Главная >> История России 1900—1945 гг. 11 кл. Данилов

 

Глава 1. Между реформой и революцией. Россия в 1894—1916 гг.

 

§ 3. Столыпинские реформы: замыслы и результаты

Давайте вспомним

    Аграрные реформы, проводимые в России в течение XIX в.,
    Кому принадлежала земля в России в это время
    Что такое сельская община

Попробуйте

    Перечислить сельскохозяйственные культуры, производимые в вашем регионе
    Объяснить необходимость реформы судебной власти в России в начале XX в.

Аграрная реформа

Если реформы политической системы были вырваны у власти под напором революционных выступлений, то реформирование традиционных социально-экономических структур началось уже после спада революции. Это свидетельствовало о том, что власть извлекла из революции определенные уроки и взяла на некоторое время инициативу реформирования страны в свои руки. Проведенные в России преобразования связаны с именем председателя Совета министров П.А. Столыпина.

П.А. Столыпин, ставший премьер-министром 9 июля 1906 г., был убежден, что «реформы во время революции необходимы, так как революцию породили в большей мере недостатки внутреннего уклада. Если заняться исключительно борьбой с революцией, то в лучшем случае устраним последствия, а не причину».

П.А. Столыпин. Художник И.Е. Репин. 1910 г.

Обобщив все проекты преобразований своих предшественников, он разработал программу комплексных системных реформ, нацеленных на формирование буржуазной социальной структуры, гражданского общества, правового государства. Эту программу Столыпин изложил в своей речи на открытии II Государственной думы 6 марта 1907 г.

Реализация многих замыслов П.А. Столыпина связана с деятельностью III Государственной думы, избранной по новому избирательному закону. Это была единственная Дума, проработавшая положенный ей 5-летний срок — с 1 ноября 1907 г. по 9 июня 1912 г. Она приняла ряд важных законов, существенным образом повлиявших на весь ход социально-экономического и политического развития России.

Краеугольным камнем преобразований должна была стать уже начавшаяся аграрная реформа. По замыслу премьер- министра она выполняла две взаимосвязанные и взаимообусловленные функции — политическую и социально-экономическую. Наиглавнейшей задачей Столыпин считал формирование широкого слоя крестьян-собственников, который должен был стать не только основным источником формирования российского среднего класса, но и прочным фундаментом гражданского общества и правового государства, гарантом единства и целостности государства. Одновременно реформа должна была резко повысить уровень производительных сил, способствовать укреплению рыночных основ экономики.

Свою аграрную реформу Столыпин начинал не с чистого листа. Уже к началу 1905 г. стараниями видных государственных деятелей — С.Ю. Витте, В.И. Гурко, А.В. Кривошеина — определились основные контуры реформы, ее цели и задачи. Предшественниками Столыпина был проведен целый ряд мероприятий, содержавших частичные уступки крестьянству. В марте 1903 г. отменили круговую поруку в общине. В августе 1904 г. крестьян освободили от телесных наказаний. 3 ноября 1905 г. было объявлено об уменьшении с 1 января 1906 г. наполовину и о полном прекращении с 1 января 1907 г. выкупных платежей. Тогда же последовал указ об установлении более льготных условий для выдачи ссуд из Крестьянского поземельного банка. 4 марта 1906 г. учредили губернские и уездные землеустроительные комиссии с целью помощи Крестьянскому банку в деле покупки крестьянами земель.

Указ от 10 марта 1906 г. предоставлял право всем крестьянам и мещанам-землепашцам без особого разрешения «начальства или общественного схода свободно переселяться на отведенные для этого в губерниях и областях Азиатской России казенные земли...». Всем переселенцам предоставлялись ссуды на переезд (путевые) и на общественные надобности. Отменялись все существовавшие прежде административные ограничения, кроме предварительной отправки крестьянами своих ходоков для закрепления земли на новом месте. При этом ходаческие свидетельства для льготного проезда выдавались всем желающим без ограничения.

На переселенческом пункте под Челябинском. 1908 г.

Серию столыпинских аграрных указов открыли законодательные акты от 12 и 27 августа 1906 г. о передаче Крестьянскому банку казенных и удельных земель с целью последующей их продажи крестьянам по цене на 20% ниже рыночной. 5 октября 1906 г. указом «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных соеловий» крестьяне впервые уравнивались в гражданских правах с лицами других сословий. Указ ликвидировал все ограничения при поступлении крестьян на государственную службу и в учебные заведения. Им предоставлялось право свободного получения паспортов (без прежнего согласия на то общины) и выбора места жительства, устранялись препятствия к уходу крестьян на заработки, отменялись статьи законодательства, запрещавшие семейные разделы; крестьяне — собственники земли могли участвовать в земских выборах по курии землевладельцев. Также несколько ограничивались права земских начальников. Им было запрещено самостоятельно арестовывать и штрафовать крестьян (правда, это можно было делать через волостной суд, который по-прежнему оставался в распоряжении земских начальников).

Наконец, 9 ноября 1906 г. последовал указ Николая II, который стал основой столыпинского аграрного законодательства. Согласно этому указу каждый домохозяин имел право закрепить в личную собственность общинные земли, находящиеся в его пользовании. При этом он мог потребовать объединения разрозненных полосок земли в единой меже (или получать денежную компенсацию от общины за те полоски, которые нельзя было объединить).

Позднее, в 1910 г., в процессе преобразования указа от 9 ноября 1906 г. Государственный совет добавил в закон положение, по которому все общинные земли, которые с 1861 г. не подвергались полным земельным переделам, объявлялись приватизированными, а владеющие ими общины — несуществующими.

Указ от 15 ноября 1906 г. разрешил крестьянам закладывать общинные земли. Это решение позволяло значительно увеличить земельные фонды Крестьянского банка, а также повысить сумму кредитов, предоставляемых крестьянам.

В 1911 г. была создана административная система, направленная на совершенствование общинных и межобщинных переделов земли, землеустройства и особенно на создание хуторов. Такие хозяйства, расположенные на одном большом земельном наделе в стороне от деревни, Столыпин считал оптимальной формой мелкособственнического сельского хозяйства. Они пользовались льготами на земельных торгах, проводимых государственным Крестьянским банком, при предоставлении государственных кредитов и приватизации общинной земли. Согласно Положению о землеустройстве, на землеустроительные комиссии были возложены непосредственно землеустроительные функции (их техническое выполнение), функции контроля за правильностью установления межевых границ, а также разрешение всех возникающих споров. При этом постановления губернских землеустроительных комиссий имели силу судебных решений.

Аграрная реформа во многом изменила социальный облик российской деревни. По некоторым данным, в 1907—1915 гг. из общины вышло более 3 млн хозяев, или четверть общей численности всех крестьянских хозяйств. На надельных землях было образовано около 300 тыс. хуторов и 1,3 млн отрубов. 90% клиентов Крестьянского банка составляли индивидуальные крестьянские хозяйства. В эти годы крестьяне приобрели у банка или купили с его помощью 9,8 млн десятин земли, получив льготные ссуды на сумму более 929 млн рублей.

Одновременно усилился процесс освоения окраин России. В 1906—1915 гг. число переселенцев за Урал составило 3,1 млн человек, т. е. в 2 раза больше, чем за все предыдущее десятилетие.

Столыпинская земельная реформа стимулировала развитие сельского хозяйства. Сбор хлеба в среднеурожайном 1913 г. по сравнению с началом XX в. возрос с 4 млрд до 5,6 млрд пудов (86 млн т), а в пересчете на душу населения страны с 400 до 550 кг. Производство и ввоз из-за границы сельскохозяйственных машин увеличились с 1906 по 1912 г. на 342%. Посевная площадь в начале века была 74,8 млн, а в 1914 г. — 85,4 млн десятин (т. е. увеличение составило 14%, в том числе в черноземной полосе на 8%, в Сибири на 71%, на Северном Кавказе на 47%). Урожайность зерновых поднялась с 7 до 9 ц с гектара, возрос экспорт хлеба, масла, мяса, льна, леса, яиц, сахара. В 1913 г. только из Сибири было вывезено 6 млн пудов сливочного масла (больше, чем вывозила Дания — главный до того мировой экспортер масла). В значительной степени подъем сельского хозяйства был результатом увеличения прослойки зажиточного крестьянского хозяйства (доля помещичьих хозяйств в производстве уменьшалась).

Столыпинская аграрная реформа, несомненно, имела либеральную направленность. Она была нацелена на появление в России независимого крестьянства западного типа. По мысли Столыпина, индивидуальное крестьянское хозяйство должно было способствовать формированию гражданского самосознания, привитию уважения к частной собственности и закону. Однако если процесс формального разрушения общины можно было санкционировать «сверху» и провести в сравнительно короткие сроки, то ломка общинных стереотипов крестьянского сознания требовала достаточно длительного времени и могла произойти лишь на основе усвоения крестьянами новых экономических отношений и этических норм. Столыпин считал, что на это потребуется не менее 20 лет. Однако история этого времени ему не предоставила.

Продолжение >>>