Главная >> История России 1900—1945 гг. 11 кл. Данилов

 

Глава 4. Индустриальная модернизация СССР 1929—1940 гг.

 

§ 18—19. Человек и коллектив, культура и власть в предвоенное десятилетие

Давайте вспомним

Названия детских и молодежных организаций, созданных после революции

Какие новые виды транспорта появились в то время

Самые популярные фильмы и актеров советского кино 1930-х гг.

Попробуйте

Узнать у своих родственников или знакомых, какие парки, дома культуры, школы, институты были построены в вашем районе в 1930-е гг. Что в них сейчас находится

Назвать художественные фильмы, рассказывающие о 1930-х гг.

Социальная сфера: образы и реальность повседневной жизни

В годы первых пятилеток в города хлынул поток людей из деревни. Городское население составило, по данным переписи 1939 г., 56 млн человек (всего население СССР составляло 170,5 млн человек). Более половины горожан проживали в крупных и средних (свыше 50 тыс. человек) городах. В составе городского населения преобладала молодежь.

Социальная структура населения постепенно стала меняться в направлении роста численности промышленных рабочих (10 млн к концу первой пятилетки против 4 млн в 1928 г.), общая численность рабочего класса к 1941 г. превысила 25 млн человек. В 1930 г. закрылись активно работавшие в годы нэпа биржи труда. Было утверждено положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию и по старости (до этого пособия получали только инвалиды старости — рабочие и служащие, имевшие серьезные заболевания, бывшие красноармейцы). По данным переписи 1939 г., самыми большими социальными группами в СССР были колхозники (46,2%) и рабочие (32,1%). По 2,2% составляли крестьяне-единоличники и кооперированные кустари (некооперированные кустари — 0,6%). Служащие и интеллигенция объединяли 14,1% населения, выделенные в отдельную категорию руководители партийных, государственных и прочих организаций — 2,5%.

Борьба за высокие производственные результаты стала нормой повседневной жизни, «Напор», «Штурм», «Взятие рубежей» являлись лозунгами дня, «Даешь!» — ключевым призывом. В целях укрепления трудовой дисциплины директора предприятий получили широкие полномочия, в том числе право увольнять работников без согласия профсоюза. Самовольный невыход на работу грозил увольнением и судом. С декабря 1932 г. в СССР были введены общегражданские паспорта, их прописывали в органах милиции по месту жительства (в 1920-е гг. личность удостоверяли с помощью профсоюзного билета, расчетной книжки с места работы или справки домкома). Эта мера ставила заслон бесконтрольному притоку людей в город и ужесточала контроль над городским населением.

В конце 1920-х гг. в условиях нараставшей нехватки продуктов питания и товаров повседневного спроса вновь ввели распределительную систему. Те, кто работал, прикреплялись к определенным магазинам, выдававшим товары по так называемым заборным книжкам. Товары в неограниченном количестве можно было купить в появившихся в 1929 г. коммерческих магазинах, но цены здесь были в несколько раз выше государственных, по которым осуществлялось распределение по карточкам. Особую категорию составляла сеть магазинов Торгсина, поначалу снабжавшая за валюту иностранцев. Эти магазины открыли двери и для советских граждан, здесь можно было купить отсутствовавшие в обычных магазинах товары, сдав государству золото, ювелирные изделия и антикварные вещи или обменяв бумажные рубли на золотые червонцы по спецкурсу.

Для пополнения бюджета индустриализации в целях закупки за рубежом новой техники была организована беспрецедентная в мировой практике продажа за границу художественных ценностей. Еще одним источником дополнительного привлечения средств для финансирования индустриализации стали государственные займы. В 1927—1935 гг. было выпущено в общей сложности 9 займов, они обеспечили около 10% доходов бюджета в первой половине 1930-х гг. На фактически обязательную покупку облигаций у работающих в среднем уходила одна-две месячные зарплаты в год.

На коммунальной кухне. 1930-е гг.

Механизмы мобилизационной экономики возвращали в повседневную жизнь черты аскетичного быта первых послереволюционных лет. С уходом нэпа стал меняться облик городских жителей. В условиях нехватки товаров повседневного спроса вновь возобладали темные цвета и дешевые светлые полотняные ткани. Руководящие работники копировали военизированный стиль одежды высшего партийного руководства. В моду вошел полувоенный френч (так называемая «сталинка») и сапоги. Молодежь носила полосатые футболки, брюки клеш, парусиновые туфли (кожаные могли позволить себе далеко не все, а в деревне такая обувь вообще была редкостью). Крепдешиновые (крепдешин — вид шелковой ткани) платья были самым желанным предметом женского гардероба, у мужчин признаком социального статуса стал бостоновый (бостон — плотная шерстяная ткань) костюм.

В быту появились новые слова, отвечавшие реалиям тогдашней жизни, — «очаг» (детский сад), гопник (хулиган), лишенец (лишенный избирательных прав), стахановец, шамать, жироприказ (квитанция на уплату за квартиру), управдом, блат, заборная книжка. Но быт городов еще сохранял и привычные с дореволюционных времен патриархальные черты. По дворам ходили старьевщики (покупали и продавали старые вещи), точильщики (точили ножи, ножницы), разносчицы молока. Из деревни выписывали помощниц по хозяйству; в большинстве семей работали все. Привычной практикой в семьях управленцев и служащих было приглашение няни для присмотра за маленькими детьми. Нередко все члены семьи жили в одной комнате. Значимой фигурой городского быта был всезнающий дворник. Дворы городских окраин оставались местом повседневного общения.

Жизнь большинства людей поневоле проходила на работе, в коммунальной квартире или в общежитии, в клубе на занятиях кружков и секций. Придавать значение быту у молодежи считалось «мещанством», главное место в жизни отводилось труду. Люди «пропадали» на работе, трудились вне графика. Человек вписывал свои трудовые усилия в общий порыв, он нес ответственность перед товарищами за свои дела и помыслы, а коллектив обязан был перевоспитывать «оступившегося» или «несознательного». Массированное давление государства диктовало жесткую модель поведения советского человека. Жертвенность и энтузиазм переплетались со страхом перед системой поощрений и наказаний, пронизывавшей все сферы жизни.

«Мы будем петь и смеяться, как дети, среди упорной борьбы и труда...» Организация досуга

Развитие коллективных форм досуга — отличительная черта повседневной жизни эпохи первых пятилеток. Жизнь между «бесправным прошлым» и «светлым будущим» заставляла рассматривать трудное настоящее как временное, преходящее явление. Роскошные дворцы культуры, клубы, парки культуры и дома отдыха были своего рода образами прекрасного социалистического завтра, доступными уже сегодня. На юге страны начинается массовое строительство новых санаториев и домов отдыха (сразу после революции под них отводились национализированные дворцы и богатые дачи). Они передаются в ведение профсоюзов, многие крупные предприятия организуют собственные базы отдыха и пионерские лагеря.

Первый парк культуры появился в Москве на Крымской набережной. Работы по его обустройству развернулись в 1928 г., в 1932 г., еще при жизни М. Горького, главному парку страны было присвоено его имя. В Ленинграде парк организовали в одном из любимых мест народных гуляний — на Елагином острове. Подобные места «культурного отдыха» стали появляться во всех больших и малых городах.

Особое место в организации досуга и воспитательной работы отводилось детским клубам и паркам. Уже в середине 1920-х гг. под дома пионеров стали приспосабливать старые помещения детских клубов (первый такой дом был открыт в 1923 г. на базе клуба «Трудовая коммуна» в Хамовническом районе Москвы). Началась организация летних лагерей отдыха. Под главный детский лагерь страны — Артек — в 1925 г. отвели большую территорию на южном побережье Крыма. В канун Великой Отечественной войны работало более 700 детских технических и сельскохозяйственных станций, тысячи секций во дворцах пионеров. Под влиянием пропаганды идей о преобразовании природы массовым становится движение юных натуралистов (юннатов), их достижения показывали в особом павильоне на открывшейся летом 1939 г. Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве.

Происходит быстрая политизация пионерского движения, оно попадает под начало администраций школ, а быть пионером становится для школьников обязанностью, хотя и почетной. В 1940 г. после публикации повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда» и появления на экранах ее киноверсии начинает развиваться тимуровское движение, оно родилось как своего рода вызов терявшей привлекательность официальной пионерской организации.

Праздничные демонстрации приобрели к середине десятилетия невиданный размах и особую символическую художественную форму выражения единомыслия языком четко организованного, слаженного движения под политическими лозунгами. Писатель Д.А. Гранин вспоминал, что «попасть на демонстрацию, дойти до Дворцовой площади было радостью. Мы шли, пели, выкрикивали лозунги, мы проклинали лорда Керзона и славили Стаханова, Бусыгина, Марию Демченко, мы знали имена первых ударников первых пятилеток лучше, чем имена киноартистов, поэтов, певцов».

Первомайская демонстрация. Художник К.Ф. Юон. 1930 г.

На лыжной прогулке в доме отдыха под Москвой. 1938 г.

С первых лет советской власти регулярно проводились парады физкультурников. В годы первых пятилеток они превратились в грандиозные мероприятия по пропаганде советского образа жизни. Выступления физкультурников готовили лучшие художники страны. В 1939 г. был установлен единый всесоюзный праздник — День физкультурника. Спортивные праздники стали массовой формой отдыха. «Был вчера на авиационном празднестве, на военном аэродроме, — записал К.И. Чуковский в своем дневнике в 1936 г. — Десятки тысяч веселых людей. Демократия с арбузами, грушами, дынями, детьми, женами (одна женщина даже с козой) — разлеглась на траве — счастливая своим авиационным могуществом».

У молодежи огромной популярностью в условиях подготовки страны к войне пользовались военно-технические виды спорта — парашютный, стрелковый. Многие знаменитые летчики грядущей войны начинали летать в аэроклубах. В 1931 г. вводится единый физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО). Сдача норм ГТО и других специальных нормативов («Ворошиловский стрелок», «Парашютист СССР») стала почти обязательной составляющей социального статуса молодого человека.

«Когда страна быть прикажет героем...» Человек «в буднях великих строек»

«Фронту» социалистического строительства требовался современный герой. Героизация революционного прошлого находит продолжение в героизации труда на стройках социализма. В 1932 г. появляется роман Н.А. Островского «Как закалялась сталь». Жизненные пути героя книги Павла Корчагина и автора слились в овеянную романтическим пафосом повесть о новом человеке, рожденном и воспитанном революцией. Человек, беззаветно преданный идеалам партии, готовый на жертвенный подвиг во имя светлого будущего, стал символом эпохи.

Литература выполняла социальный заказ на героизацию повседневного труда. Настрой на великие свершения звучал в маршевых ритмах популярной песни: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!»

Развернувшееся в стране движение ударников труда равнялось на показатели шахтера А.Г. Стаханова. Впечатляющие трудовые рекорды, далеко не всегда оправданные с точки зрения непосредственных интересов производства (когда, например, в помещении текстильного цеха не хватило места для нужного ткачихе для рекордного перевыполнения плана числа станков, пришлось проламывать стену), показывали всем, что новому советскому человеку по плечу решение самых смелых задач.

Афиша фильма «Чапаев»

Кино оказалось наиболее адекватным инструментом создания оптимистического образа великой страны и ее «знатных людей». В 1934 г. на советский экран вышли два разительно несхожих между собой фильма, завоевавшие любовь и признание советских зрителей разных поколений. Фильм «Чапаев» (режиссеры С.Д. и Г.Н. Васильевы — «братья Васильевы») создал галерею народных героев Гражданской войны, а воплощенный Б.А. Бабочкиным образ красного командира стал хрестоматийным. Комедия «Веселые ребята» (режиссер Г.В. Александров) поведала историю о превращении простой домработницы (актриса Л.П. Орлова) в певицу, а простого пастуха (артист Л.О. Утесов) в дирижера джазового оркестра. Этот фильм критиковали за легковесность и безыдейность. «Картина дает настоящую зарядку бодрости, — писал режиссер Л.З. Трауберг. — Однако неправильно делают те, кто создает ненужную шумиху вокруг «Веселых ребят», провозглашая линию этой комедии генеральной линией советской кинематографии». Однако по распоряжению высшего руководства страны этот фильм был выпущен в прокат. Обе линии — преданность идеям социализма, жертвенность, с одной стороны, и неистощимый оптимизм строителей новой жизни — с другой, сливаются в образах героев многих советских фильмов. Среди них «Подруги» (режиссер Л.О. Арнштам), «Цирк» и «Светлый путь» (Г.В. Александров), «Трактористы» (И.А. Пырьев) и последний шедевр довоенного отечественного кино — «Свинарка и пастух» (И.А. Пырьев). Эти фильмы создают образ страны победившего социализма как воплощение общественного идеала, оплота дружбы народов, такого общества, где любой преданный идеям социализма человек становится (или может стать) героем.

Афиша фильма «Веселые ребята»

Для миллионов советских людей примером героизма и демонстрацией возможностей социалистической системы стало освоение Арктики, которое имело огромное экономическое значение для нашей страны. В 1934 г. во время арктического дрейфа на пароходе «Челюскин» экспедиция во главе с О.Ю. Шмидтом оказалась затертой во льдах. Эпопея спасения челюскинцев приковала внимание всей страны. Летчики, участвовавшие в сложнейшей операции по эвакуации полярников, первыми получили звание Героев Советского Союза, медаль «Золотая Звезда» № 1 была вручена А.В. Ляпидевскому, первым снявшему с льдины 12 женщин и детей. Трансарктические беспосадочные перелеты советских экипажей из Москвы в США (В.П. Чкалов, Г.Ф. Байдуков, А.В. Беляков и М.М. Громов, А.Б. Юмашев, С.А. Данилин) на самолетах АНТ-25РД (рекорд дальности) стали триумфом советского человека и победой советской науки и техники. Особое звучание приобрел перелет через Сибирь женского экипажа В.С. Гризодубовой, П.Д. Осипенко, М.М. Расковой в сентябре 1938 г. на самолете ДБ-2 «Родина», установившего мировой рекорд дальности полетов для женщин.

Важной формой мобилизации советских людей являлись кампании солидарности с прогрессивными силами других стран. Самой яркой стала кампания поддержки республиканского правительства во время Гражданской войны в Испании 1936—1939 гг. Через структуры Коминтерна в Испанию были отправлены тысячи добровольцев, СССР негласно направлял туда военных советников и специалистов, летчиков и технику. Весной 1937 г. в СССР прибыли первые корабли с испанскими детьми, всего было принято более 3 тыс. «детей войны».

Мобилизационная экономика опиралась на мобилизационное сознание. Оно формировалось в обстановке ощущения каждым человеком постоянной угрозы — реальной или мнимой, внешней или внутренней. С начала 1930-х гг. на волне кампании по раскулачиванию в деревне и борьбе с «вредителями» на производстве в обществе стала сгущаться атмосфера подозрительности. Распространению шпиономании способствовали многие художественные фильмы и книги. Появившиеся в общественных местах плакаты с грозными лозунгами предупреждали о подстерегавшей каждого опасности. Открытые судебные процессы над «врагами народа» использовались для мобилизации сил на борьбу с «вредителями», которые «мешают строить социализм».

Успехи социалистического строительства пропагандировались в изданиях под характерными названиями («Наши достижения», «Даешь!» и т. д.). Печать проходила самую жесткую цензуру и стала мощным пропагандистским орудием. Французский писатель А. Жид, посетивший СССР, так оценил итоги массированного идеологического воздействия на сознание людей: «В СССР решено однажды и навсегда, что по любому вопросу должно быть только одно мнение. Впрочем, сознание людей сформировано таким образом, что этот конформизм им не в тягость, он для них естественен, они его не ощущают, и не думаю, что к этому могло бы примешиваться лицемерие... Каждое утро газета «Правда» сообщает, что следует знать, о чем думать и чему верить... Самое главное при этом — убедить людей, что они счастливы настолько, насколько можно быть счастливыми в ожидании лучшего, убедить людей, что другие повсюду менее счастливы, чем они. Этого можно достичь, только надежно перекрыв любую связь с внешним миром».

Первые заслуженные мастера спорта СССР на параде на Красной площади Москвы. 1934 г.

Относительно свободные поездки деятелей культуры за рубеж к середине 1930-х гг. прекратились. За границу отправлялись в основном исключительно официальные делегации с задачей пропаганды позиций СССР. Власть придавала большое значение необходимости создания положительного образа советской страны за рубежом. Пропагандой достижений социализма в сочувствующих СССР кругах, среди членов компартий и социалистов, в профсоюзах занимался Коминтерн, из Москвы «Радио Коминтерна» вещало на основных европейских языках. Специально для зарубежной аудитории издавался иллюстрированный журнал «СССР на стройке».

Продолжение >>>