Главная >> История России для 10 класса. Данилов

 

 

 

 

Глава 2. Древнерусское государство

 

       

§ 7. Организация власти: князь, дружина, вече

Давайте вспомним

    Кто явился первым главой Древнерусского государства

Попробуйте

    Составить устный рассказ о характере власти князя в Древней Руси с опорой на известные вам источники

Функции княжеской власти в Древнерусском государстве

Наличие общественного договора между русскими князьями и населением предполагало, что общество делегировало княжеской власти вполне определённые функции.

Прежде всего князь являлся военным руководителем. Он обеспечивал внешнюю безопасность, охрану торговых путей, проходящих через восточнославянские земли (в первую очередь пути «из варяг в греки»), организовывал походы в чужие страны (походы на Царьград в 907 и 911 гг. совершил Олег и в 941 и 944 гг. — Игорь). Первые русские князья принимали непосредственное участие в сражениях, причём в качестве передовых воинов, увлекающих своей удалью и отвагой остальную рать. Чтобы поднять боевой дух воинов, князья по древней традиции произносили перед решающей битвой пламенные речи.

Ратные подвиги князей тесно переплетались с дипломатическими усилиями, направленными на достижение внешней безопасности Руси. Первые византийские послы прибыли в Киев при князе Игоре. Умелым дипломатом была и княгиня Ольга. Она первая из русских правителей попыталась использовать в дипломатической практике династические браки. По предположению историка А.Н. Сахарова, целью визита Ольги в Константинополь в 957 г. было не только принятие христианства, но и устройство династического брака своего сына Святослава с дочерью византийского императора Константина VII. Впоследствии на этом поприще значительных успехов достигли Владимир Святой и Ярослав Мудрый.

На Руси, как и в других странах, ценились не только ратные подвиги князей, но и умение мудро решать внутренние проблемы государства. Эта деятельность включала в себя несколько направлений. Княгиня Ольга первая среди русских правителей провела важнейшую государственную реформу, упорядочив систему уплаты дани. Ярослав Мудрый создал первый на Руси письменный свод законов — Правду Ярослава (около 1015 г.). Позже появились Правда Ярославичей, Устав Владимира Мономаха, церковные и княжеские уставы.

Помимо законотворческой работы, князья выполняли и судебные функции. Так, в своём «Поучении детям» Владимир Мономах говорил о необходимости для князя каждый день выделять специальное время для проведения судебных разбирательств. В компетенцию княжеского суда входили прежде всего разбойные дела, т. е. преступления, связанные с нарушениями внутреннего мира. Суд вершился гласно, в присутствии представителей местных общин. Значительную роль в судопроизводстве играли заинтересованные стороны. Потерпевшие сами разыскивали преступника, вызывали и доставляли его в суд, обеспечивали присутствие свидетелей и пр. Всё это свидетельствует об определённой демократичности княжеского суда в Древнерусском государстве, что значительно отличало его от западноевропейского сеньориального. Князья не только судили, но и взимали денежные судебные штрафы.

Княгиня Ольга беседует с императором Константином VII Багрянородным в Константинополе. Миниатюра из Радзивилловской летописи

После принятия христианства на плечи князей легла обязанность всячески способствовать распространению христианства в стране и материально обеспечивать духовенство.

Дружина

Важную роль в структуре государственности играла княжеская дружина, состоявшая из профессиональных воинов. Старшие дружинники, как правило, служили ещё отцу князя. Младшая дружина формировалась из сверстников князя, которые воспитывались вместе с ним с детства.

Дружина не только сопровождала князя в походах, но и помогала в управлении государством. На Руси укоренилась традиция совещания (думы) князя с дружиной. Так, в 944 г. князь Игорь созвал свою дружину на думу, чтобы решить, идти ли в поход на Царьград или принять от византийских послов щедрые подарки. Князь согласился с мнением дружины: «не бившись иметь злато и серебро и паволоки». В 1093 г. внуки Ярослава Мудрого князья Святополк Изяславич, Ростислав и Владимир Всеволодовичи обсуждали с дружинниками проблему: идти ли походом на половцев или заключить с ними мир. В 1103 и 1111 гг. князья, определяя сроки наступления на половцев, также советовались со своими дружинами. И если мнения князя и дружины расходились, то князю требовалось приложить много усилий, чтобы переубедить своих воинов. Известны и попытки дружины оказывать давление на князя. Именно дружинники убедили Игоря вторично отправиться за данью к древлянам. После смерти Владимира его дружина, игнорируя принцип старшинства, предложила занять киевский престол его младшему сыну Борису. Судя по «Поучению детям» Владимира Мономаха, князь советовался со своей дружиной едва ли не каждый день.

Между князем и дружиной существовали взаимные личные обязательства. Князь расходовал на дружину часть средств, которые он получал в качестве дани. Связи князя и дружины выражались и в повседневных застольях, гремевших под сводами княжеских палат. Дружинники, в свою очередь, были обязаны сопровождать князя в походах, помогать ему в управлении. В то же время перемещение князей из одной земли в другую не являлось обязательным для дружины. Дружинники были людьми свободными и имели право уйти от одного князя и поступить на службу к другому. Так, в 1146 г. только часть дружины отправилась вслед за князем Святославом Ольговичем, изгнанным из Новгорода-Северского.

По мнению некоторых историков, древнерусские княжеско-дружинные связи коренным образом отличались от западноевропейских феодально-ленных отношений, в основе которых лежали земельные пожалования сеньора за службу своему вассалу. Древнерусские князья не наделяли своих дружинников земельными наделами, которые могли бы обеспечить их существование. Дружина находилась на полном княжеском обеспечении, а каждый дружинник имел право на часть военной добычи или дани, которую он получал вместе со своим князем.

В XI—XII вв. ситуация несколько меняется. Часть дружины всё настойчивее стремилась ограничить круг лиц, имеющих право давать советы князю. Дружина разделилась на «старшую» (переднюю, большую) и младшую («отроки», «детские»). К концу XII в. выработались даже понятия о «боярах думающих» и «мужах хоробрствующих». И если раньше перед лицом князя все дружинники были равны, то теперь происходит известная дифференциация не только прав дружинников, но и их материального положения.

В XI—XII вв. сократились возможности обогащения князя и старших дружинников-бояр за счёт дани. Князья, став собственниками своих «отчин», начинают отправлять бояр в города и волости в качестве наместников, жалуя их правом кормления. Однако «передача в кормление городов и сёл носила неземельный характер. Ведь передавалась не территория, а право сбора доходов с жившего на ней населения. Стало быть, вассалитет, строящийся на пожаловании кормлений, не имел феодального содержания, поскольку был лишён земельной основы» (И.Я. Фроянов).

Теперь большинство бояр уже не живут вместе с князем, но регулярно приезжают к княжескому двору. В то же время значительная часть младшей дружины продолжала жить при князе и находилась на его содержании.

Таким образом, древнерусская дружина в XI—XII вв. испытывала влияние двух противоречивых тенденций. С одной стороны, ещё действовали старые дружинные связи, привязывающие дружину к князю и заставляющие её быть подвижной, перемещаясь вслед за своим князем. С другой стороны, часть дружины испытывала определённую тягу к оседлости, что способствовало постепенному разрушению дружинной организации.

Окончание >>>