Главная >> История России для 10 класса. Данилов

 

 

 

Глава 4. Российская империя

 

       

§ 42. Культура России XIX в. Материалы для семинара

1. Исторические условия, влиявшие на развитие культуры

Из работы Б.Н. Миронова «Историческая социология России»

О культурном обмене между городом и деревней можно говорить начиная с XVIII в., когда город размежевался с деревней и приобрёл культурное своеобразие, которое было уделом социальной элиты. Через дворянство элементы западноевропейской культуры должны были бы в одинаковой степени переходить и к крестьянам, и к горожанам. Но из-за большей восприимчивости горожан, с одной стороны, и более враждебного отношения крестьянина к дворянину — с другой, новая культура усваивалась сначала и лучше горожанами, а затем крестьянами. Зонами соприкосновения между городским и сельским населением долгое время служили ярмарки, богомолья, монастыри, городские базары, переносчиками новых идей — торговцы, отходники, мигранты, профессиональные нищие, странники, богомольцы. В пореформенное время мощными трансляторами новой культуры стали книги, пресса, выставки, воскресные чтения, школы и другие средства.

Для периода, предшествовавшего последней трети XIX в., можно говорить скорее о влиянии города на деревню, чем деревни на город. Причём это влияние распространялось главным образом на материальную культуру. Духовная культура крестьянства проявляла устойчивость. Но с конца XIX в. она постепенно стала сдавать свои позиции как под влиянием города, так и под влиянием изменившихся условий и правил жизни в деревне. Традиционные стандарты мышления, поведения, человеческих взаимоотношений теряли в глазах крестьян свою безусловную абсолютность, непререкаемость, напротив, авторитет светских, буржуазных стандартов повышался, и именно последние постепенно становились эталонными, в большей степени в тех местностях, которые находились в зоне интенсивной индустриализации и урбанизации. Постепенно, шаг за шагом, новая светская, буржуазная культура приходила на смену традиционной. Трансформация начиналась с использования отдельных вещей, что влекло за собой значительные изменения в материальной культуре, за этим следовали перемены в домашнем и общественном быту, затем затрагивалось мировоззрение и язык. Все стадии этого цикла (материальная культура — быт — духовная культура — дискурс) в своё время прошло дворянство, потом всё городское образованное общество, затем начали, но не успели пройти городские низы, рабочие и крестьяне.

В пореформенное время с началом массовой миграции крестьянства в города деревня стала оказывать мощное влияние на культуру горожан, прежде всего рабочего класса. Крестьянская миграция создала в конце XIX — начале XX в. особый тип «города мигрантов», который обладал специфическими экономическими, демографическими и культурными характеристиками. В городе мигрантов происходило столкновение традиционного мировоззрения («традиции»), носителями которого были крестьяне, с новым буржуазным («модернизм»), носителем которого выступала либеральная общественность. Это столкновение порождало много проблем и создавало острую социальную напряжённость в городах, чреватую серьёзными социальными взрывами. Новые горожане, формировавшиеся из мигрантов, несли на себе печать традиционного крестьянского мировоззрения. Окрестьянивание горожан тормозило формирование буржуазных взглядов в их среде, вело к реанимации стандартов и стереотипов крестьянского сознания, служило одним из важных факторов успеха социал-демократической пропаганды среди рабочих и роста социальной напряжённости не только в городах, но и в сельской местности, поскольку мигранты служили переносчиками революционной инфекции в деревню...

Культурный раскол российского общества проходил не по линии город — деревня, крестьяне — горожане или богатые — бедные, а по линии европеизированные верхи и традиционные низы, которые принадлежали к разным субкультурам. Но и здесь граница была достаточно условной миропониманию интеллигенции, городских низов и крестьян были свойственны общие парадигмы, общие моральные ценности, в основе которых лежала традиционная христианская этика.

Документ
Из работы И.А. Заичкина, И.Н. Почкаева «Русская история от Екатерины Великой до Александра II»

Своеобразие русской культуры первой половины XIX в. стало особенно отчётливо проявляться после Отечественной войны 1812 г. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки...

2. Архитектура

Из работы С.Г. Пушкарёва «Россия 1801—1917: Власть и общество»

При Петре Великом самобытные традиции в архитектуре оборвались. Некоторое время значительным было влияние барокко. Но когда при Екатерине II в России распространился европейский классицизм, эта заимствованная традиция была быстро освоена в стиле, известном как «русский ампир».

Ампир достиг своего расцвета при Александре I. Масштабное строительство, соразмерное новому положению России как мировой империи, было сперва сосредоточено в Петербурге, потом перекинулось на Москву в ходе её восстановления от пожара 1812 г., затем на Одессу, Ярославль, Казань, Кострому, Уфу и другие города. Преобладало стремление к созданию единых городских ансамблей, а не просто индивидуальных зданий. Их неотъемлемой частью была монументальная скульптура, а в отделке фасадов использовались яркие краски (особенно жёлтые и белые). Передовые инженерные решения, как то использование чугуна, широко применялись в строительстве.

Выдающимся произведением позднего русского классицизма, или ампира, стала центральная часть Петербурга, названная «самым замечательным городским целым своего времени». Здесь находятся Казанский собор (1801—1811) и Горный институт (1806—1811) архитектора А.Н. Воронихина; увенчанное шпилем здание Нового адмиралтейства (1806— 1815) А.Д. Захарова; здание Биржи на другом берегу Невы (1805—1816) Тома де Томона; и, как бы завершающая ансамбль, величественная Дворцовая площадь с охватывающим её полукругом зданием Генерального штаба и расположенными рядом Сенатом, Синодом и Александринским театром. Это создавало как бы сцену для военных парадов первой половины века. Ансамбль проектировал К.И. Росси, родившийся в России в итальянской семье, главный архитектор Петербурга с 1815 по 1832 г., величайший мастер формирования городского пространства. В Москве примером неоклассического ансамбля служит Театральная площадь, созданная в 1820-х гг.

Казанский собор в Петербурге. Архитектор А.Н. Воронихин

После 1830-х гг. русский ампир — поздний плод XVIII в. — клонится к упадку. В гигантском Исаакиевском соборе в Петербурге (1817—1875), построенном по проекту А.А. Монферрана, богатство материалов не скрывает тяжеловесных пропорций. Большинство казарм, больниц и административных зданий, построенных при Николае I, были огромны, холодны и бездушны. Тщательно отработанные правила развития городской территории Петербурга, принятые после 1816 г., были отменены в 1840 г. в угоду беспорядочной доходной застройке, типичной для раннего индустриального периода в Европе. Официально поощрялся теперь эклектичный «русско- византийский стиль», в котором итальянское Возрождение мешалось с византийскими и древнерусскими мотивами. Архитектор К.А. Тон подготовил набор типовых проектов в этом духе для провинциальных церквей. В Москве по его проекту в 1832—1881 гг. был воздвигнут храм Христа Спасителя — в память о войне 1812 г.

Храм Воскресения Христова на Крови. Архитектор А.А. Парланд

Во время казённого национализма при Александре III архитекторам — в том числе многим иностранцам — было поручено воскресить стиль московской архитектуры XVII в., с её луковичными куполами и многоцветным «узорочьем». Но эти тёмно-кирпичные здания конца века выглядят угрюмо. Храм Спаса на Крови (1887—1906), на месте убийства Александра II у Екатерининского канала, служит одним из более удачных примеров такой перегруженной композиции. Из гражданских зданий, построенных в этом стиле, наиболее заметны Исторический музей и Городская дума в Москве...

В условиях эклектического безвременья и смешения стилей, характерных для архитектуры конца XIX в. во всём мире, некоторые инженерные сооружения поднимаются до художественного уровня. Так, инженер В.Г. Шухов разработал конструкции лёгких стальных башен в форме цилиндрических гиперболоидов и создал подвесные крыши сложной кривизны, использованные им для павильонов Нижегородской ярмарки 1896 г.

Продолжение >>>