Главная >> История России 10 кл. Данилов

 

Глава 4. Российская империя

 

§ 39. Церковь, общество, государство России в XVII—XIX вв.

Давайте вспомним

    Что вы знаете о происхождении религий, об их роли в жизни общества
    Какие религиозные конфессии существуют в России
    Какие из существующих в России религий относят к мировым, а какие — к национальным

Попробуйте

    Определить, как менялся характер взаимоотношений власти и церкви в России в XVII—XIX вв.

Многоконфессиональность

В отличие от большинства европейских стран Россия почти с самых истоков своего существования была страной многоконфессиональной. Здесь в целом мирно соседствовали язычество и православие, ислам и иудаизм, буддизм и лютеранство.

Более того, на современной территории России издавна существовали не просто очаги, а крупные центры ведущих мировых религий. Между ними в своё время пришлось выбирать веру князю Владимиру Святому.

Одним из центров иудаизма в Европе стал Хазарский каганат, в зависимость от которого ещё в IX в. попали многие славянские племена северо-восточных районов будущей Руси. Борьбу с ним за влияние на Восточно-Европейской равнине вела тогда Византия.

В дальнейшем влияние иудаизма на население русских земель не имело большого значения. Лишь после присоединения в результате разделов Речи Посполитой в конце XVIII в. Белоруссии, Литвы и значительной части Украины в России появилось значительное число приверженцев иудаизма. Правда, долгое время ареал распространения этой религии был ограничен местами компактного расселения еврейского населения.

Волжско-Камская Булгария в X в., преодолев зависимость от Хазарии, пошла на сближение с Арабским халифатом и приняла ислам. С этого времени Поволжье стало одним из центров ислама в Европе.

Влияние исламского фактора на Русь усилилось в связи с принятием ислама Золотой Ордой при хане Узбеке в первой половине XIV в. С присоединением к России Казанского и Астраханского ханств мусульмане, по некоторым данным, стали составлять до 10% населения страны. Петровские походы в Иран в начале XVIII в., а затем и включение в состав империи Кавказа в XIX в. расширили численный состав и ареал расселения мусульман России. Ещё более значительным он стал к концу XIX в., после присоединения к России Средней Азии.

Буддизм никогда не оказывал серьёзного влияния на большинство населения России. Но это была основная религия в Прибайкалье, а также в Нижнем Поволжье после прихода туда в XVII в. калмыков.

Православие и его роль в жизни российского общества. Двоеверие

Господствующей религией на Руси, а затем в России всегда было православие. Даже после включения в состав Российской империи огромных территорий его исповедовало до 87% населения страны.

Православие стало одним из важнейших факторов, определивших своеобразие российской истории.

Документ
Из статьи И.В. Киреевского «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России»

«Богословие на Западе приняло характер рассудочной отвлечённости — в православном мире оно сохранило внутреннюю целостность духа; там раздвоение сил разума — здесь стремление к их живой совокупности; там движение ума к истине посредством логического сцепления понятий — здесь стремление к ней посредством внутреннего возвышения самосознания к сердечной цельности и средоточению разума; там искание наружного, мёртвого единства — здесь стремление к внутреннему, живому; там церковь смешалась с государством, соединив духовную власть со светскою и сливая церковное и мирское значение в одно устройство смешанного характера, — в России она оставалась не смешанною с мирскими целями и устройством; там схоластические и юридические университеты — в древней России молитвенные монастыри, сосредоточившие в себе высшее знание; там рассудочное и школьное изучение высших истин — здесь стремление к их живому и цельному познаванию... одним словом, там раздвоение духа, раздвоение мыслей, раздвоение наук, раздвоение государства, раздвоение общества, раздвоение семейных прав и обязанностей, раздвоение нравственного и сердечного состояния, раздвоение всей совокупности и всех отдельных видов бытия человеческого, общественного и частного; в России, напротив того, преимущественное стремление к цельности бытия внутреннего и внешнего, общественного и частного, умозрительного и житейского, искусственного и нравственного... раздвоение и цельность, рассудочность и разумность будут последним выражением западноевропейской и древнерусской образованности».

Можно признать, что православие повлияло на все стороны жизни российского общества: политическую, социально- экономическую, духовную.

Современные учёные (А.Г. Кузьмин и др.) отмечают, что византийский источник христианства на Руси не был единственным. Оно пришло на славянские земли из разных источников и в разное время. Первые христианские общины в Северном Причерноморье появились уже в VI—VII вв. В X—XI вв. в Древней Руси сосуществовали разные христианские общины, представлявшие различные христианские традиции, в разной мере соперничавшие между собой.

Вместе с тем следует отметить, что Крещение Руси в 988 г. означало не единовременный акт и не завершение процесса христианизации славянских племён, а лишь его начало. Важным фактором общественного сознания на Руси после принятия христианства было двоеверие.

В последующие десятилетия и даже века проходил сложный процесс адаптации к новой вере вчерашних язычников. В некоторых районах России он не завершился и до сих пор. Ряд учёных (Н.И. Толстой, М. Элиаде, И.Н. Данилевский) полагают, что результатом этих процессов стало не утверждение православной веры в России в её византийском виде, а «духовный симбиоз» православия и язычества, появление «народного христианства».

Подобное положение существовало не только в России, но и в других странах, где христианство так и не вытеснило в полной мере прежних, языческих верований, наложивших свой неповторимый отпечаток на характер принятой христианской веры.

Кирилло-Белозерский монастырь.

По мнению некоторых учёных (А.Н. Сахаров), принятие восточной версии христианства стало для Руси тем барьером, который отгородил на века русские земли от Европы.

Следует вместе с тем признать, что именно в византийском варианте, пришедшем на Русь, наиболее бережно и полно было представлено первоначальное христианское учение.

Документ
Из книги историка Ю. Кобищанова «Полюдье — явление отечественной и всемирной истории цивилизаций»

«Когда тысячу лет тому назад Киевская Русь... вступила в христианский мир, греческое православие вовсе не было восточной периферийной ветвью христианства. Оно составляло духовный и цивилизационный центр христианского мира, оказавший мощное влияние на его периферию — западную (католическую), северную (славянскую и северокавказскую), восточную (азиатскую) и южную (африканскую)».

Церковь и государство

Взаимоотношения Российского государства и Русской православной церкви в своём развитии прошли несколько этапов. На первом (X—XIII вв.) новая религия нуждалась в поддержке со стороны государственной власти и в полной мере ощущала её. Вскоре она стала прочной опорой княжеской власти.

В период ордынского господства и формирования единого государства (XIII—XVI вв.) православная церковь стала не просто одной из важнейших, но на некоторых этапах и единственной силой, обеспечивавшей единство населения русских княжеств в борьбе с врагом, и основой будущей единой системы власти.

В XVI—XVII вв., по мере упрочения центральной власти, оформилось некое «разделение властей», при котором вмешательство церкви в дела государства стало минимальным, но сохранялся контроль над духовной жизнью российского общества. Вершиной этого периода стало учреждение патриаршества на Руси в 1589 г. Именно позиция первого патриарха всея Руси Иова во многом обеспечила избрание на царство Земским собором Бориса Годунова (1598). Отказ патриарха признать в самозванце «царя Дмитрия Ивановича» (1605) привёл к его низложению патриарха и последующей ссылке. Пытаясь заручиться поддержкой церкви, Лжедмитрий I прибегал к помощи «лжепатриарха» Игнатия. Всё это показывает, что даже высшая светская власть в России не могла обойтись без поддержки власти духовной.

При патриархе Филарете власть и авторитет патриарха довольно часто оказывались более сильными, чем власть его сына — царя Михаила Фёдоровича. Однако в условиях формирования тенденции к абсолютной власти монарха роль церкви в жизни общества радикально меняется. А с начала XVIII в. патриаршество упраздняется и управление церковью переходит к государственным чиновникам (Синоду, созданному в 1721 г.), назначаемым царём. Это в полной мере отражало общеевропейские процессы в данной сфере, связанные со становлением абсолютизма.

Теперь на священников была возложена функция оглашения государственных законов прихожанам, регистрации рождения и смерти, помощи в проведении переписей населения, выявления раскольников и наблюдения за ними. Была введена клятвенная присяга священников на верность императору. Вслед за серией регламентов (уставов), определявших порядок воинской, государственной, придворной службы, в 1722 г. был принят и Духовный регламент, подробно описывавший условия и порядок вступления в священнический сан, правила монастырской жизни и т. д. Любое его нарушение каралось лишением священников приходов и сана, сдачей в солдаты как их самих, так и их детей.

Павел I стал первым императором, объявившим себя главой Русской православной церкви (1797). В последующем это положение было закреплено 42-й статьёй Свода законов Российской империи (1832).

Церковь в России до второй половины XVIII в. продолжала оставаться сильной благодаря огромным землевладениям. Пётр III, а затем и Екатерина II нанесли второй, более ощутимый удар по самостоятельности Русской православной церкви, проведя в 1762 и 1764 гг. секуляризацию (изъятие в пользу государства) церковных земель. Это не только была мера, которая подорвала экономические основы Русской православной церкви, сделав духовенство полностью зависимым от государства. Это был ещё один шаг власти на пути к огосударствлению всех сторон жизни своих подданных.

Теперь, вплоть до 1917 г., Русская православная церковь, как организация, управлялась государством.

Правда, материальное положение церкви в XIX в. значительно улучшилось. Земельные пожалования ей делали практически все самодержцы, а её нужды во многом покрывались за счёт казны. К началу XX в. церковная земельная собственность выросла до 2,6 млн десятин, из которых 740 тыс. десятин владели монастыри, а около 1,9 млн десятин — приходские церкви. Бюджет церкви накануне Первой мировой войны составлял 63 млн р., из которых около половины поступило из казны.

Вместе с тем нельзя не признать и обратной связи — влияния церкви на правящих монархов. Патриарх Иов был влиятельным советником царей Фёдора Ивановича и Бориса Годунова. Патриарх Филарет был соправителем своего сына царя Михаила. Патриарх Никон решающим образом влиял на принятие ключевых политических решений в начальный период царствования Алексея Михайловича. Во многом благодаря поддержке патриарха Иоакима пришёл к единоличной власти Пётр I. В синодальный период наиболее сильное влияние на высшую светскую власть оказали Феофан Прокопович (при Петре I и Анне Иоанновне) и обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев (при Александре III и Николае II).

Здание Сената и Синода в Петербурге. Архитектор К.И. Росси

Окончание >>>