Главная >> История России 10 кл. Данилов

 

Глава 4. Российская империя

 

§ 37. Российские реформы в XIX в.: причины, цели, противоречия

Давайте вспомним

    Наиболее важные реформы, проведённые в XIX в.

Попробуйте

    Определить, почему не были проведены важные реформаторские решения, предложенные М.М. Сперанским, Н.И. Новосильцевым, М.Т. Лорис-Меликовым

Причины реформ, их цели и задачи

В любой стране проведение реформ вызывается двумя группами причин — внутренними и внешними. Внутренними причинами выступают, как правило, неэффективность существующей политической и экономической системы, нарастание внутренних противоречий и как ответ на них — недовольство проводимой политикой и т. п. Важное значение имеют также личные качества, взгляды, цели правителя или правящей верхушки. Внешними причинами являются отношения данной страны с другими странами. Причём имеют значения не только войны и конфликты, выявляющие слабые стороны существующего порядка вещей, но и особо тесные, союзнические отношения, ведущие порой к взаимопроникновению, взаимообогаще- нию культуры этих стран, заимствованию передового опыта.

Для России оба этих фактора имели в XVIII—XIX вв. особое значение. При этом внешний фактор играл порой решающую роль. Наиболее серьёзные преобразования, проведённые за эти два века в России (реформы Петра I и Александра II), начинались под влиянием военных поражении.

Документ
Из книги А. Тойнби «Постижение истории»

«Реформы в России начинались как ответ на западное давление, которое принимало болезненную форму военных ударов».

Военные успехи, рост имперской мощи чаще всего вели к консервации существующих порядков. Примерами могут служить и постпетровский период, и деятельность Екатерины II в заключительный период её царствования, и постепенное затухание реформаторского импульса Александра I после Отечественной войны 1812 г., и «контрреформы» Александра III после победы в русско-турецкой войне 1877—1878 гг.

Инициатором практически всех реформ XVIII—XIX вв. выступали в России верховная власть и мощный государственный аппарат (хотя далеко не весь). Это неизбежно вело к ограниченности и непоследовательности реформ, их прекращению тогда, когда власть решала, что и так зашла слишком далеко в осуществлении программы перемен. Многие реформаторские замыслы и идеи так и остались неизвестны, так как разрабатывались в глубоком секрете, в недрах «негласных», «секретных» и иных правительственных комитетов.

Идеологами реформ в большинстве случаев выступали не сами реформаторы, а их советники и учителя, причём нередко иностранцы. У Петра I роль такого наставника сыграл выходец из Швейцарии Ф.Я. Лефорт, у Екатерины II — французские просветители, у Александра I — его учитель швейцарец Ф.С. Лагарп. Они давали лидерам России советы о том, что и как было бы целесообразно сделать, какую реформу и как провести. Но участие иноземцев в реформировании порой вело к перенесению на российскую почву западных образцов, часть которых не приживалась на ней из-за слишком явной специфики нашей страны. Россия (не только в лице крестьян, но и в лице большинства представителей элиты) часто смотрела на реформаторские начинания лишь как на причуду правителей и почти всегда отрицала их в том виде, в котором пытались эти новшества внедрить.

Исторический опыт проведения российских реформ на протяжении последних трёх веков показывает: успех любых заимствований западного опыта в России гарантирован лишь в том случае, если данный опыт учитывает в полной мере специфику многовекового исторического пути России и ментальность населения и органично накладывается на них. Лишь на путях «конвергенции» этих двух составляющих Россия получала от западного опыта пользу и продвигалась вперёд.

Источники финансирования реформ

Любая реформа требует значительных затрат. В индустриальную эпоху средствами на их проведение обычно выступали доходы, получаемые из колоний (в Англия, во Франция, в Бельгии), аннексированных территорий и контрибуций от потерпевшего поражение соперника (в Германии), кредиты зарубежных инвесторов и займы внутреннего происхождения, реже — значительное усиление налогового бремени на своё население. В России основным источником финансирования реформ всегда было усиление налогового бремени населения. Например, даже до введения подушной подати Петром I (1724) с начала XVIII в. при сокращении на 7—15% численности податного сословия поступления в казну за счёт прямых налогов увеличились в три раза (с 3 до 10 млн р.). При этом 2/3, а порой и 4/5 доходов уходили на военные расходы.

Первые внешние займы Россия получила в 1769 г. в связи с русско-турецкой войной (1768—1774). На оплату процентов по внешним займам в 1800 г., например, ушло 4% всей доходной части бюджета. Внутреннее заимствование у населения началось в 1809 г. и многократно превышало зарубежные займы. Для погашения большого внутреннего долга правительство чаще всего использовало денежную эмиссию (выпуск ничем не обеспеченных бумажных денег), что вело к снижению покупательной способности рубля и падению жизненного уровня населения.

Таким образом, российские реформы всегда тяжёлым бременем ложились на плечи населения.

Метод и темпы реформирования

Реформы в России, как правило, проводились не только с большим опозданием, но и высокими темпами. Практически все реформаторы ставили задачу осуществить реформы в сверхкороткие сроки. Такая особенность вызывала увеличение в конечном счёте издержек при проведении реформ.

Успех реформ во многом зависел и от того, насколько удастся властям решить проблему кадрового обеспечения реформ. Круг реформаторов всегда был чрезвычайно узок. Привлечение новых кадров реформаторов (особенно на региональном уровне) всегда шло уже по ходу самих реформ. Для успеха реформ были необходимы тысячи их горячих приверженцев и умелых практиков. Но их не было. Александр I был первым, кто с горечью писал: «Где их взять? Я из 52 губернаторов выбрать не могу, а надо тысячи...» В конце письма царь как бы объяснял, почему он не решался продолжать реформы: «Вдруг всё не сделаешь, помощников нет...» Отсутствие кадров не только серьёзно осложняло судьбу реформ, но и ограничивало стремление самой власти к реформированию общества.

Здание гимназии высших наук в городе Нежине на Украине. Рисунок XIX в.

В данных условиях многое зависит от того, насколько население страны готово воспринять реформаторские усилия властей и понять их историческую обусловленность. Ключевую роль в этом играла система образования. Именно она является базой для проведения реформ в любой стране. Ещё Лагарп, наставляя молодого Александра I, писал ему, что главным условием проведения реформ в России является развитие школьного и университетского образования. Александр I предпринял реформу в сфере образования, с помощью которой в России окончательно сложилась система высшего, среднего и начального образования. В 1802 г. для управления растущей системой образования было создано Министерство народного просвещения, воспитания юношества и распространения наук. В каждом губернском городе была создана гимназия, а в каждом уездном городе — уездное училище. Приходские училища создавались и в сельской местности. Причём, что было очень важно, в них принимались дети «всякого состояния», без различия «полу и лет». (Правда, несмотря на провозглашённую «непрерывность» образования, для детей крепостных доступны были только приходские училища.) Значение этих мер состояло не только в обеспечении грамотности населения огромной страны. Они подготовили почву для последующих российских реформ. Именно воспитанники созданной Александром I системы образования стали главными проводниками реформ 60—70-х гг. XIX в.

Окончание >>>