Главная >> История России 10 кл. Данилов

 

Глава 2. Древнерусское государство

 

§ 17. Повседневная жизнь и представления о природе и обществе в Древней Руси

Давайте вспомним

    Какие силы природы были обожествлены нашими древними предками
    Как звали этих богов

Попробуйте

    Назвать языческие обычаи, которые сохранились до сегодняшнего дня
    Составить описание жилища городского и сельского жителя Древней Руси

Жители Руси о природе и обществе

С принятием христианства началось изменение мировоззрения жителей Руси. Однако в течение долгого времени в духовном мире людей сочетались черты, характерные и для христианства, и для язычества.

Язычники обожествляли явления природы. Вселенная представлялась в виде плавающего в водах океана огромного яйца. Посередине в виде желтка находилась Земля. Его верхняя часть составляла мир живых, а нижняя — мир мёртвых.

Вокруг Земли, подобно белку, яичным плёнкам и скорлупе, располагались небеса. Верхнее небо заполнено водой — это «хлябь небесная», хранящая запасы воды, источник дождей.

Над Землёй расположен прозрачный купол — «твердь небесная», под которым ходят небесные светила — Солнце, месяц, звёзды.

Все природные явления считались одушевлёнными. Землю и Небо называли матерью и отцом. Сыновьями Неба и Земли были Солнце, Молния и Огонь.

Древние русичи также верили в Мировое Древо, похожее на громадный раскидистый дуб. На нём зреют семена всех деревьев и трав. На его вершине, на острове в «хлябях небесных» живут прародители всех птиц и зверей. Считалось, что именно туда улетали перелётные птицы и возносились души убитых охотниками зверей.

Мир зверей, птиц и растений был полон тайн и загадок. Лесом, который давал древесину, дичь, ягоды, грибы, владел леший, с которым было связано всё левое. Встать с левой ноги считалось неудачным началом дня.

Вода почиталась славянами благодатной стихией, дающей урожай и очищающей всё от нечистой силы. Водой владел водяной.

Смерть не воспринималась как окончательная гибель. Для язычников мир мёртвых был миром ушедших предков, где их души находили успокоение после земных тягот. Языческая идея возрождения жизни каждой весной стала созвучной христианскому пониманию воскрешения усопших. Православная традиция предписывала жить в ладу с самим собой и в мире с другими людьми и обществом. Ценились добрые и справедливые поступки, нужно было сторониться зла и лихих людей.

Окружающий мир для язычников был полон магии, волшебства, населён злыми упырями и ведьмами, добрыми берегинями и домовыми, русалками и Чурами. Мир, наполненный сверхъестественным, был для славян реальным, и столкновение с ним было неизбежным. Надёжным средством на все случаи жизни являлись заговоры, которыми отвращали зло и привораживали любовь и счастье. Колдуны также могли нанести ущерб, навести порчу.

Магия древнерусского костюма

К своей одежде все жители Руси относились как к оберегу, обладающему магической силой. Прядение ниток сопровождали магическим обрядом: первую нить мастерица сжигала, а пепел выпивала с водой. При пошиве рубах, портов, плащей и свит также использовали магические предосторожности. Особенно это касалось рубахи, так как она согревала тело, удерживала в нём душу и отгоняла силы зла. Когда вырезали ворот, то лоскут протаскивали внутрь рубахи, что означало сохранение и накопление жизненных сил. Все отверстия рубахи — ворот, подол, рукава — отделывали вышивкой, служившей защитой от колдовства. Красной нитью вышивали солнце, древо, зверей и птиц. Особо отделывали ворот, так как через него вылетала душа после смерти.

Князья и бояре к рубахе пристёгивали круглый воротник — ожерелье. По низу рукава делали украшения из жемчуга — запястья. Специальная подкладка (подоплёка) на спине и груди также обшивалась красными нитями. Об этой детали сегодня нам напоминает выражение «узнать подоплёку дела», т. е. дойти до самой сути. Рубаху для простого человека шили из грубого полотна (холстины), а княжескую — из тонкого беля или привозного шёлка красного цвета. У простых людей рубаху завязывали тесёмками, а у богатых соединяли бронзовыми пуговками. Богатую рубаху отличали и длинные рукава, которые собирали в складки (брыжи) браслетами. В торжественных случаях рукава распускали, поэтому «спустя рукава» не работали.

Охранительную функцию в одежде человека выполняли пояса — обереги. Если простые люди ограничивались тонкой тесёмкой (опояской) вокруг рубахи или шнурком (гашником) в портах, то богатые оборачивали вокруг талии несколько раз широкие кушаки из шёлка. Русичи полагали, что пояс-круг не пропускает из внешнего мира ничего, что могло бы навредить человеку. Концы пояса тщательно прятали в кованые бляхи, а слово «распоясаться» тогда означало позор и бесчестье.

Фибула, найденная археологами

Костюм знатного человека отличали шёлковые порты в полоску, плотная, облегающая стан свита, бархатный плащ корзно с фигурной застёжкой-фибулой на плече. Менее престижную льняную вотолу и суконный чёрный плащ (мятель) носили все — от смерда до князя.

Бояре и дружинники носили сапоги из мягкой козлиной кожи (сафьяна) и телячьей опойки, а купцы и ремесленники — из толстой кожи (юфти). Крестьянской обувью были лапти из лыка, которые в городе дополнялись кожаной подошвой, и поршни из грубой кожи. Эта обувь использовалась с онучами — материей в виде обмоток.

Украшением костюма князя были бармы — цепи из золотых или серебряных медальонов с эмалевыми покрытиями, а костюма бояр — золотые цепи с гривной и бляхи (аламы).

Суровый климат Руси требовал тёплой зимней одежды, поэтому широко пользовались мехами. Меха считались символами плодородия и богатства. Овчина и медведина являлись мехом простого человека, соболь, лиса, куница и белка — знатного. Шубы носили мехом внутрь. Меховые треухи и малахаи на голове дополняли овчинными рукавицами (варегами). Князья и бояре заказывали бархатные шапки с дорогим меховым околышем.

Бармы, найденные археологами в Рязани

Ношение бороды диктовалось вековой традицией. Борода служила символом православия, знатности и чести. Безбородого воспринимали как иноземца. Причёски делали «под горшок» и «под гребёнку». На голову надевали глиняный горшок, а торчащие из-под него волосы состригали. Выражение «стричь под одну гребёнку» сохранилось и поныне.

Женщина воспринималась как священное существо, так как продлевала и хранила род, была носительницей мудрости. Поэтому женская одежда включала в себя больше оберегов, чем мужская. Одежды женщин были длинными и тщательно скрывали фигуру. Вышивки на женских рубахах было больше, в качестве оберега между воротом и рукавами нашивали полики — декоративные вставки ткани на плечах. Княгини и боярыни носили по две рубахи — нижнюю полотняную, или исподницу и шелковую верхницу.

Домашней одеждой служили расклешённые платья на двух лямках без рукавов — сарафаны. На рубаху и сарафан надевали для тепла широкую короткую кофту на лямках — душегрею. Для редких выходов на улицу богатые женщины в сундуках держали покрытые атласом шубы, муфты, мягкие сапоги на каблуке. Крестьянки на рубаху надевали понёву — полотнище ткани, обматываемое вокруг бёдер,и запону для верхней части туловища. Обувью служили лапти, поршни или черевики из кожи чрева (брюха) животных.

Главным оберегом женского костюма был головной убор. С языческих времён женские волосы считались опасными и вредоносными для окружающего мира. Если женщина «светила волосом», то она навлекала на себя и своих близких злые силы. Один средневековый русский заговор гласил: «Спаси меня от колдуна и бабы простоволосой». Опростоволоситься означало опозориться. Входить в храм с непокрытой головой женщинам нельзя и поныне. Головной убор также показывал достаток семьи и имел социальное значение.

Девушки носили обруч (венчик) и богато украшенную коруну, которые не закрывали затылок и косы. С XIII в. женщины стали носить напоминающие луковицу кокошники, которые надевали на плотно прилегающий к волосам повойник. Другим головным убором женщин была кика с торчащими надо лбом рогами. Рога были оберегом, символом плодородия и продолжения рода, поэтому старухи кики не носили. Церковь осуждала эти языческие представления, из-за чего женщин в киках в храмы не пускали. Зимой надевали шапки с меховой опушкой и покрывали их платками (убрусами).

Женскими оберегами служили украшения. Они магически защищали шею, руки и голову от злых сил. Амулетами служили металлический шейный обруч-гривна, подвески в волосы на уровне висков (височные кольца), подвески к головным уборам (колты) и браслеты-обручи, используемые в ритуальных языческих танцах. В городах также носили бусы (монисто) из стекла, а серьги не пользовались популярностью.

Самым излюбленным украшением были амулеты-привески из серебра, бронзы или меди в виде коня — символа добра и счастья, связанного с культом солнца. Привески в форме водоплавающих птиц олицетворяли животворные свойства воды. Символами достатка, которые одновременно помогали женщине удерживать богатство в семье, являлись обереги — ложки, ковши, ключи, гребни.

Продолжение >>>