Главная >> История России для 10 класса. Данилов

 

 

 

 

Глава 1. Введение в историю

 

       

§ 1. История и исторический процесс

Давайте вспомним

Фамилии выдающихся российских историков

Основные исторические эпохи в мировой истории

Что такое история?

Понятие «история» многозначно, оно охватывает чрезвычайно широкий круг явлений действительности и жизненных ситуаций. Даже если отбросить такие значения этого слова, как «происшествие», «случай», «скандал», «рассказ», «повествование», останется по меньшей мере три-четыре его значения, которые имеют непосредственное отношение к предмету нашего разговора.

    Во-первых, история понимается как некая реальность прошлого, бытие природы, общества и человека в длительной временной протяжённости, процесс развития природы и общества.

    Во-вторых, история — это наука об обществе и о человеке во всём многообразии их прошлого, в их развитии и изменении.

Обратим внимание на эти определения. У общества и человека (человечества) есть прошлое: отделённое от современности тысячелетиями и совсем близкое, укладывающееся в срок человеческой жизни. При этом объект науки и сама наука обозначаются одним термином (кстати, слово «история» древнегреческого происхождения; — это человек, разбиравший юридические споры, а — в буквальном значении не что иное, как расследование, разыскание, установление).

Известные учёные по-разному определяли предмет исторической науки:

Документ

«...Предметом истории как теоретического построения является прошлое — отделённое от настоящего и будущего» (Г. Зиммель).

«Сама мысль, что прошлое, как таковое, способно быть объектом науки, абсурдна» (М. Блок).

Для историка «установление места прошлого в равной мере является формой выделения места для будущего» (М. де Серто).

«Отождествление истории с прошлым недопустимо» (У. Люси).

«Государство... есть предмет всемирной истории» (Г. Гегель).

Мнение авторов учебника по этой проблеме изложено в данном выше определении истории как науки. Подумаем над значением ключевых слов этого определения.

Предметом истории является:

    общество, ибо история, наряду с социологией, философией, политологией, культурологией, принадлежит к числу социальных наук, наук об обществе;

    — общество прошлого, поскольку, в отличие от него, исследует социальную реальность, переставшую или перестающую быть настоящим;

    — общество во всём многообразии его прошлого, так как история ищет не только, а может быть, и не столько повторения, типичности в прошедших эпохах и событиях, сколько уникальности, единичности, неповторимости;

    человек в прошлом, потому что история есть вместе с тем наука о человеке, она исследует прошлое общества как процесс, творимый людьми, проявление и результат человеческой деятельности, человеческой субъективности;

    — общество и человек в их развитии и изменении, наконец, ибо история видит прошлое сквозь сетку координат, задающих параметры пространства и времени и уже в силу этого делающих тщетными любую попытку анализа социальной реальности как неподвижной, неразвивающейся, неизменной.

Пространство и время истории

История чужда статике, не признаёт ничего застывшего, неподвижного. Изменчиво и пространство, в котором разворачивается исторический процесс.

С одной стороны, под влиянием общества изменяется природно-географическая среда, в тесной и взаимной связи с которой оно существует и развивается.

Различия между аграрным пространством древней и средневековой истории и урбанизированным пространством индустриального общества видны, что называется, невооружённым глазом.

С другой стороны, в процессе своей истории развивающееся общество формирует пространство, является его творцом. Достаточно взглянуть на карту, чтобы увидеть, как раздвинулись границы истории. Но дело не только в освоении человеком новых территорий.

Современный российский историк И.А. Гобозов писал: «Проблема исторического пространства связана с проблемой единой мировой истории, которая существовала не всегда...»

Лишь к XIX в. «во всемирном масштабе сложилось единое историческое пространство, на котором расположились сотни государств и народов».

Историческое пространство, таким образом, является и условием исторического развития общества, и его результатом.

Ещё более существенное значение для истории как науки имеет категория исторического времени.

Эпитет «историческое» совершенно не случаен. Речь в данном случае идёт не о календарном времени (хотя календарь сам по себе является продуктом истории, а о различных календарных системах созданы тысячи исследований). Календарное время ритмично и плавно, однонаправлено (от прошлого к будущему) и не может быть обращено вспять.

Иное дело время историческое. Оно течёт неравномерно, то ускоряя свой бег, то притормаживая и почти замирая. Время истории знает попятное движение. Оно подчас ходит как бы по кругу, циклически.

Историческое время всегда имеет конкретное содержание: это время чего-то — революций, массовых эпидемий, материального процветания, жестоких войн, грандиозных научных открытий и т. д.

Наконец, время истории — это и время людей, деятельность которых определяет содержание исторического процесса. Человеческое измерение исторического времени позволяет говорить о том, что в определённом смысле нашими современниками являются выдающиеся мыслители и творцы культуры, цивилизации и народы давно прошедших эпох.

Едина ли всемирная история? Акцент на единство

Мир истории на первый взгляд хаотичен; его образуют уникальные события, случайные явления, неповторимые человеческие судьбы. Чем больше мы знаем о нём, тем в большем многообразии он предстаёт перед нами. Но вероятно, с тем большей настойчивостью мы ищем то, что позволяет понять историю как единый, всемирный процесс. Одних мыслителей эти поиски приводят к утвердительному ответу на вопрос о единстве мировой истории, других — к ответу скорее отрицательному.

Основы христианской концепции единства истории заложены святым (в православной традиции Блаженным) Августином (354—430) в трактате «О граде Божием». Единство истории, движущейся между творением и вторым пришествием, — это единство Божественной воли, воплощающейся в созданном ею человечестве. Единство человечества во времени земной истории воплотится в «граде Божием», мистической общине избранных к спасению и жизни вечной, находящейся вне времени и вне истории.

Иначе развивалась идея единства истории мыслителями Просвещения XVIII в. Движение истории рассматривалось как прогресс, смена низших форм высшими. Мерилом прогресса служило развитие культуры, науки и просвещения. Понимание истории как Божественного промысла, творения Божественной воли было отвергнуто. Теологическое (богословское) обоснование единства исторического процесса уступило место рационалистическому (основанному на аргументах разума, науки). Основным фактором единства философы Просвещения считали неизменность и универсальность человеческой природы.

В философии немецкого мыслителя Г. Гегеля (1770— 1831) история представляет собой не что иное, как этап развития абсолютной идеи, воплощающейся в государстве. В истории человечества абсолютная идея познаёт самоё себя. Поскольку её коренным свойством является идея свободы, постольку и всемирная история идёт по пути осознания этой идеи. Всё, что от него отклоняется, не принадлежит истории. Гегель ограничивал всемирную историю историей государств и народов, дух которых на разных ступенях общественного развития выражал определённый принцип, присущий абсолютной идее, «мировому духу». История движется с Востока на Запад. В Передней Азии и Египте «мировой дух» пережил детство, в Древней Греции и Древнем Риме — юность и зрелость, в германо-христианской Европе — «бодрую старость». Все остальные народы причислялись Гегелем к «неисторическим»: их существование не было включено в сферу бытия абсолютной идеи либо, выполнив своё предназначение, они покинули историческую арену.

Разделяя представления Гегеля об истории как о преемственном, имеющем определённые стадии, закономерном, саморазвивающемся процессе, К. Маркс (1818—1883), в отличие от него, основой единства всемирной истории признавал единство материального мира, материального производства. История, по Марксу, есть процесс естественно-исторической смены общественно-экономических формаций (исторически определённых типов общества, отличающихся органической взаимосвязью всех его сторон и сфер). Естественным он является потому, что в его основе лежат законы, над которыми не властна воля отдельных людей и социальных общностей (закон соответствия производительных сил и производственных отношений, закон классовой борьбы и социальных революций и др.). Историческим этот процесс может быть назван постольку, поскольку его законы реализуются в деятельности людей, классов, партий, сознательно ставящих определёные цели.

Размышляя о концепциях Августина, Гегеля, Маркса, немецкий философ К. Ясперс (1883—1969) отмечал: «В знании о целостности отбрасывается наибольшая масса человеческой реальности, целые народы, эпохи и культуры отбрасываются как не имеющие значения для истории». Сам Ясперс единство мировой истории связывал с эпохой «осевого времени» (между 800 и 200 гг. до н.э.), когда в отдалённых друг от друга регионах независимо друг от друга «были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей».

Во второй половине XX в. идея единства истории получила обоснование в так называемых стадиальных концепциях развития цивилизаций. Наиболее популярной следует признать теорию американского историка и социолога О. Тоффлера (род. в 1928 г.), полагающего, что все народы проходят (пусть и по-своему) через стадии аграрного, индустриального и постиндустриального общества.

Окончание >>>